НИС «Иван Киреев» 

Специализированое исследовательское судно

НИС «Иван Киреев» специально спроектировано как гидрографическое исследовательское судно. В апреле 2012 года судно было модернизировано для производства геофизических изысканий, а также других видов изысканий, таких как: изыскания при прокладке трубопроводов, обследования поверхности морского дна, гидрографические съемки и инженерно-геологические/экологические отборы проб. Судно дислоцируется на Дальнем Востоке и в Юго-восточной Азии и может выполнять исследовательские проекты по всему миру.

IvanKireev

Судно оснащено комплексом цифрового и аналогового исследовательского оборудования, также на борту судна имеются специализированные приборы, датчики и инструменты для проведения изысканий и определения гидрометеорологических условий.

Батиметрия: судно оборудовано многолучевым эхолотом (МЛЭ) R2Sonic , с шириной раскрытия лучей 160°. Приемник МЛЭ встроен в корпус судна. В дополнении к МЛЭ на судне установлен стандартный двухчастотный эхолот ODOM Echotrac 3200 MKlll, работающий на частотах 33 кГц и 200 кГц. Батиметрические данные собираются, подтверждаются, обрабатываются и подвергаются контролю качества в специализированной интегрированной навигационной системе (ИНС), запускаемой на ПК. На борту происходит постобработка,  нанесение координатной сетки,  3D-моделирование, нанесение горизонталей и построение карт с помощью программного обеспечения QINSy Office, Q-loud, Terramodel, Terravista и AutoCAD. На борту имеются технические средства для цветной печати в формате A0.

Построение сонарного изображения морского дна: судно несет на себе гидролокатор бокового обзора EdgeTech 4200-FS, сочетающий технологии Full Spectrum и Multi-Pulse. Система может работать как в режиме высокого разрешения, так и в режиме высокой скорости.   Система включает в себя две буксируемые рыбы, работающие на двойных синхронных частотах 120/410 кГц и 300/600 кГц. Сонарные данные собираются с помощью программного пакета DISCOVER, а сонарная мозаика строится с помощью передового инструмента построения мозаик  Triton Map Mosaic One.

Профилирование твердого дна: на борту судна имеются различные системы профилирования твердого дна: буксируемая и установленная на корпусе чирп-система с программируемым  в диапазоне от 0,4 до 24 кГц свип-сигналом; стандартный пингер, работающий в диапазоне 3-12 кГц; спаркер 2000Дж и бумер 300Дж. Данные оцифровываются с помощью новейшей двойной 24-битной системы сейсмической записи Minitrace II от компании GeoResources и собираются с помощью пакета Geo-Suite, пригодного как для обработки данных, так и для интерпретации полученных результатов. Твердые сейсмические записи печатаются на термопринтере EPC.

Многоканальная система сейсмики высокого разрешения: система, установленная на борту судна, включает в себя следующие основные компоненты:

• самая передовая в морской сейсмике цифровая буксируемая сейсмическая коса Geometrics GeoEel с 100%-твердотельной конструкцией. Сейсмическая коса Geometrics GeoEel произведена из негорючего материала и безопасна для окружающей среды. Твердотельная конструкция и гидрофоны, изготовленные из полимерных материалов, исключают аппаратные шумы и максимально снижают уровень собственного шума на низких частотах, в отличии от жидконаполненных и геленаполненных сейсмических кос. Длина 192-х канальной сейсмической косы для съемки сейсмики высокого разрешения составляет 1200 м с шагом 6,25 м, с возможностью программно поменять интервал между каналами на 12,5 м.

• Глубина буксировки косы регулируется контроллерами глубины ION DigiBIRD которые оборудованы компасными датчиками;
• Позиционирование конца косы осуществляется с помощью хвостового буя SeaMap Buoy Link, оснащенного системой RGPS для продолжительных наблюдений;
• В качестве источника сейсмического сигнала используется пневмогруппа из четырех пневмопушек SeaMap Sleeve Gun объемом 40 куб. дюймов каждая. Необходимый объем воздуха нагнетается двумя компрессорами GreenField под давлением 3000 фунтов/кв.дюйм и емкостью 200 станд.куб. футов в минуту. Управление и контроль за срабатыванием группы пневмоисточников осуществляется контроллером SeaMap Gun Link 2000. Данная система синхронизирует срабатывание пневмоисточников с точностью 0.1 мсек.

На судне «Иван Киреев» установлена мобильная система сейсмики сверхвысокого разрешения:

В качестве приемной части используется новейшая система сбора данных, включающая в себя 48 канальную геленаполненную косу с шагом между каналами 3,125м и сейсмостанцию Multi Trace (Geo Marine Survey Systems). В качестве источника сейсмоакустического сигнала для ССВР используется сверхмощный спаркер Geo-Source 800 (Geo Marine Survey Systems) или пневмоисточник малого объема Sea Map Sleeve Gun 10 куб. дюймов.

Для первичной обработки и контроля качества   сейсмических данных на борту имеется ПО ProMAX и ПО Kingdom.

Позиционирование, навигация и контроль качки: на борту имеются три (3) независимых дифференциальных системы ГННС-позиционирования: C-Nav ,Veripos и Trimble с функцией RTK. Системы способны получать дифференциальные коррекции через спутники Inmarsat высокой и низкой мощности, обеспечивающих действительную избыточность данных. Точность позиционирования может достигать порядка 30-50 см в динамике и 10-20 см в статике. Также доступен стандартный уровень точности 1-2 метра. Навигационная система состоит из ПК с ИНС, механического гирокомпаса исследовательского класса, оптико-волоконного гирокомпаса. Все оффсеты оборудования точно измерены и введены в навигационное программное обеспечение.  Качка судна контролируется и компенсируется датчиками подъема-дифферента-крена. Помимо этого на борту имеется набор запасного оборудования.

Подводное позиционирование и слежение: система USBL Sonardyne Ranger 2 развертывается с судна через запорный клапан.  По умолчанию система укомплектована минибиконами USBL.  По запросу может быть предоставлена система LBL Compatt’s и приемопередатчики, также как и другие типы биконов USBL.

Отбор проб грунта: для сбора проб донного грунта на борту судна имеются различные виды пробоотборников: 3-метровый и 6-метровые колонковые электрические вибропробоотборники; 12 литровый и 2 литровый пробоотборник грейферного типа Van Veen; 6-метровый гравитационный пробоотборник.  Для немедленного исследования и классификации образцов на борту судна имеется оборудование и инструменты для опробования и анализа грунта. После предварительной обработки образцов, они упаковываются и сохраняются для дальнейших подробных исследований в лабораториях на берегу.

Гидрометеорологические характеристики: на борту судна имеется стандартный комплекс океанографических инструментов, включающий: зонды CTD и профилографы скорости звука, донные мареографы, оснащенные акустическим механизмом отцепления.  Дополнительно может быть предоставлено следующее оборудование: автоматические метеостанции, доплеровские профилографы течений (ADCP ) 150 кГц – 300кГц и одноточечные профилографы течений, с возможностью передачи данных в реальном времени, буи-волномеры, записывающие и передающие данные в реальном времени. Собранные данные обрабатываются и анализируются на берегу, составляются долгопериодические сводки наблюдений.

Съемка прибрежной зоны: судно предназначено нести на борту специально разработанный промерный катамаран, который спускается с помощью специальной шлюпбалки, установленной на носу судна. В то время как судно работает в положении судна обеспечения, катамаран ходит в прибрежной зоне (глубины 1-10 м) и производит съемку. Катамаран оснащен следующим оборудованием: системами RTK DGPS, ИНС, системой USBL Track Link, МЛЭ R2Sonic 2024 высокого разрешения, стандартными эхолотами, портативным гидролокатором бокового обзора Edge Tech 4125, профилографами Пингер GeoPulse или параметрическим Innomar Compact, цезиевым морским магнитометром, комплектом радиосвязи с судном, беспроводной сетью между катамараном и судном.

Телеуправляемые подводные аппараты: ТПА для наблюдений и/или ТПА для осмотра могут быть предоставлены по запросу. Наблюдения ТПА могут быть дополнены трубо/кабелепоисковым оборудованием Innovatum Smartrack.

Технические характеристики судна

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ «ИВАН КИРЕЕВ»
Классификационное общество Российский Регистр Морского Флота, КМ * ЛУЗ А2
Флаг Российская Федерация
Позывной UCYO
Порт постройки Hollming Ltd., Финляндия
Год постройки/ модернизации 1977 / 2012
Габаритная длина 61.92 м
Ширина 12.4 м
Макс. осадка 4.22 м
Валовый регистровый тоннаж 1267 т
Грузоподъемность при проектной осадке 575 т
Полная вместимость в куб. м 580/690 куб. м

 

МАШИНА

Главный двигатель 6RBV 6M 358, 1x1471 кВт
Дополнительный двигатель 2 x 160 кВт
Валогенератор 1 x 148 кВт
Крейсерская скорость при нормальных условиях 13.5 узлов
Среднее потребление топлива 6.0 т ТСМ в день при 12-13.5 узлах4.0 т ТСМ в день при  3.5-4.5 узлах0.3 т ТСМ в день при работе только генераторов
Вместимость баков Дизельное топливо
Бак для хранения 250.9 куб. м
Общая: 268.9 куб. м
Носовой трастер 63 кВт
Опреснительная установка 4 т в день
Установка для кондиционирования воздуха HB 12-18- 5-2 AIB
Электрическое питание 220 В 50 Гц; 380 В AC; система UPS 220 В 50 Гц

 

КРАНОВЫЕ И ПАЛУБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Носовой кран SWL 5т/14 м
Кормовой кран SWL 2 т/10 м
Носовой брашпиль 14 кВт
Кормовой кабестан 3.7 кВт
Шлюпбалка промерного катамарана 7 т

 

НАВИГАЦИОННОЕ И КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Радар KELVIN HUGHES nucleus2 5000A
Гирокомпас ANSCHUTS STD 22
GPS 14 кВт
Furuno GP.31 3.7 кВт
Измеритель скорости -
Основное радио GMDSS FURUNO
Inmarsat C Telex FURUNO
V-SAT’ Эл. почта, телефон
IRIDIUM Спутниковый телефон

 

СПАСАТЕЛЬНОЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Спасательные плоты 6 x (6 x 20 человек, 2 x 10 человек) ПСН – 20 м
Пожарные помпы 2 x 50 м3/час
Противопожарная системаCO2  для машинного отделения и малярной кладовой

 

КАЮТЫ НАУЧНОГО ПЕРСОНАЛА ЭКИПАЖА И ДРУГИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Каюты научного персонала 22 человек
Каюты экипажа 20 человек
Зал совещаний 1
Сауна 1